Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЛИМЕНТ IX
35, С. 534-537 опубликовано: 9 апреля 2019г.


КЛИМЕНТ IX

(27.01.1600, Пистоя - 9.12.1669, Рим; до избрания папой - Джулио Роспильози), папа Римский (с 20 июня 1667). Род. в знатной семье. В 17 лет начал обучение в Римской коллегии иезуитов; изучал философию, богословие и право в Пизанском ун-те, где в 1623 г. был назначен экстраординарным преподавателем философии, в 1624 г. получил степень д-ра философии и богословия. После того как на Папский престол был избран Урбан VIII (1623), Роспильози переехал в Рим, где поступил на службу в Римскую курию и пользовался покровительством семьи Барберини, к к-рой принадлежал папа Урбан VIII. В 1625-1626 гг. сопровождал кард. Франческо Барберини во время его посольства в Париж и Мадрид, впосл. был назначен на должности секретаря Конгрегации обрядов (1631), референдария трибунала Апостольских сигнатур правосудия и милости (см. ст. Трибуналы Римско-католической Церкви) и каноника базилики Санта-Мария-Маджоре (1632).

Климент IX, папа Римский. 1669 г. Худож. К. Маратта (ГЭ)
Климент IX, папа Римский. 1669 г. Худож. К. Маратта (ГЭ)

Климент IX, папа Римский. 1669 г. Худож. К. Маратта (ГЭ)

В апр. 1641 г. папа Урбан VIII удостоил его титула прелата папского двора; Роспильози был назначен секретарем папских бреве с поручением составлять папские послания к монархам. В 1643 г. назначен советником Апостольской пенитенциарии, затем хранителем ее печати.

Помимо деятельности в курии Роспильози консультировал папу Урбана VIII по вопросам музыки, был известен в Риме как поэт, музыкант и драматург. Уже в 1625 г. широкую популярность получили его стихи, воспевшие красоту барочной капеллы Нольфи при кафедральном соборе в г. Фано. В 1634 г. в театре Барберини была представлена 1-я опера Роспильози - «Святой Алексей», музыку к которой написал С. Ланди; впосл. он сочинил либретто для мелодрам и опер «Святые Дидим и Теодора», «Адраст», «Святой Бонифаций», «Кто страдает, пусть надеется» (Chi soffre, speri, 1639), «Святой Евстафий», «Зачарованный дворец» (Il palazzo incantato, 1642), «Невинность», «Хорошее от плохого» (Dal male il bene, 1653), «Триумф милосердия, или Человеческая жизнь» (Il trionfo della pietà ovvero la vita umana, 1656), «Небесная комедия» (La comica del cielo, 1669) и др.

14 марта 1644 г. папа Урбан VIII назначил Роспильози титулярным архиепископом Тарсским. Епископское рукоположение (29 марта 1644) возглавил кард. Антонио Барберини. 14 июля Урбан VIII направил Роспильози в качестве нунция в Испанию, где он оставался до янв. 1653 г.; ему удалось добиться от испан. кор. Филиппа IV разрешения на публикацию в Испании буллы папы Урбана VIII «In eminenti», осуждавшей соч. еп. Корнелия Янсения «Августин», издание которого положило начало длительному кризису в католич. Церкви (см. Янсенизм). По возвращении в Рим Роспильози не получил к.-л. должностей в Римской курии, т. к. при папе Римском Иннокентии X семья Барберини и связанные с ней лица находились в немилости. Единственными источниками его дохода оставались бенефиций каноника базилики Санта-Мария-Маджоре и пенсия в размере 3 тыс. эскудо, дарованная ему испан. королем.

После избрания в апр. 1655 г. папой Римским Александра VII Роспильози вернулся к работе в Римской курии. Александр VII назначил его гос. секретарем Папского престола, а 23 апр. 1657 г. возвел в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. Сикста. Одной из основных проблем, с которой столкнулся Роспильози на посту гос. секретаря, являлся конфликт Папского престола с Францией, во многом вызванный личной неприязнью кард. Джулио Мазарини, фактически управлявшего Францией в этот период, к папе Александру VII. Напротив, по отношению к Роспильози франц. кор. Людовик XIV и кард. Дж. Мазарини проявляли расположение, что привело к появлению слухов о подкупе гос. секретаря французами и недоверию со стороны папы. Тем не менее до конца понтификата Александр VII сохранил за Роспильози должность гос. секретаря. По предложению франц. иезуита Александра де Рода и Парижского об-ва заграничных миссий Роспильози разработал проект создания апостольских вик-ств для управления католич. миссиями в Китае, Тонкине (Сев. Вьетнам) и Лаосе; проект был одобрен папой Александром VII.

На конклаве, открывшемся 2 июня 1667 г. после смерти папы Александра VII, кандидатура Роспильози получила поддержку франц. и испан. кардиналов. 20 июня большинством голосов он был избран на Папский престол. 26 июня состоялась его папская коронация в базилике св. Петра.

К. провел ряд реформ в управлении Папским гос-вом, реализовал подготовленные при его предшественнике изменения в фискальной сфере, издав от имени папы Александра VII эдикт об отмене налога на помол зерна. Он упразднил большинство налоговых привилегий и льгот, создал в Римской курии Конгрегацию для контроля за налоговыми сборами (pro gravaminibus tollendis). Папой были сняты ограничения на торговлю зерном и приняты меры по стимуляции производства шерсти в Папском гос-ве. В сфере адм. управления Римом К. упразднил автономию Леонины (Борго) и должность губернатора Борго, расширив т. о. полномочия губернатора Рима. По указанию папы Дж. Л. Бернини продолжил работу над колоннадой базилики св. Петра, а также изготовил скульптурное украшение моста у замка Св. ангела.

В Римской курии К. провел реорганизацию Конгрегации регулярных клириков, а 6 июля 1669 г. motu proprio «In ipsis pontificatus» создал Конгрегацию индульгенций и свящ. реликвий. Он канонизировал католич. святых Петра Алькантарского и Марию Маддалену деи Пацци (1669), беатифицировал Розу Лимскую (1668). В 1667 г. К. продолжил начатые при папе Александре VII реформы нек-рых монашеских орденов: утвердил новые уставы францисканцев-конвентуалов и босых кармелиток, устав конгрегации сестер католич. св. Венсана де Поля (1668), возвратил конгрегации пиаристов статус монашеского ордена с привилегиями для нищенствующих орденов; утвердил канонический статус Парижского об-ва заграничных миссий. Буллой «Romanus Pontifex» от 6 дек. 1668 г. папа упразднил пришедшую в упадок конгрегацию апостольских клириков cв. Иеронима (см. Иезуаты), а также неск. малочисленных монашеских конгрегаций, в т. ч. конгрегации августинцев-каноников св. Георгия на о-ве Сан-Джорджо-ин-Альга и отшельников св. Иеронима во Фьезоле.

К. продолжил работу по укреплению католич. миссий в Китае и на Дальн. Востоке, начатую по его инициативе в бытность гос. секретарем. 13 сент. 1669 г. конституцией «Speculatores» К. подчинил все миссии монашеских орденов и конгрегаций, действующие во Вьетнаме и в Китае, апостольским викариям в Тонкине, Кохинхине (Юж. Вьетнам) и Нанкине (совр. пров. Цзянсу, Китай), к-рые т. о. получили полномочия правящих епископов. 13 нояб. того же года по просьбе доминиканцев папа подтвердил положения декрета Конгрегации пропаганды веры от 12 сент. 1645 г., утвержденного папой Иннокентием X, о запрете кит. христианам соблюдать обряды и обычаи конфуцианства (т. н. кит. ритуалы). Бреве «Sollicitudo pastoralis» от 17 июня 1669 г. папа запретил католич. миссионерам в Вост. Азии заниматься торговлей и иной коммерческой деятельностью.

В отношении янсенизма К. продолжил политику своих предшественников. Он настаивал на соблюдении предписаний буллы «Cum occasione» папы Иннокентия X (1653) и буллы Александра VII «Ad sacram» (1656), где осуждались 5 основных положений сочинения Янсения «Августин». В 1667 г. 4 франц. епископа (Анри Арно, еп. Анже, Франсуа Этьен де Коле, еп. Памье, Никола Павийон, еп. Алета (ныне Алет-ле-Бен), и Никола Шоар де Бюзанваль, еп. Бове) отказались подписать установленный буллой папы Александра VII «Regiminis Apostolici» (1665) особый формуляр с осуждением янсенизма, к-рый должны были подписать все католич. клирики. Для обоснования своей позиции епископы выпустили окружное послание, где заявили о сохранении ими католич. веры, а присланный из Рима формуляр назвали незаконным, т. к. он, по их мнению, нарушал автономию франц. духовенства, понимаемую ими в духе галликанизма. К. собирался начать процесс против 4 франц. епископов, обвиняя их в непослушании папе, для чего создал особую комиссию кардиналов. 13 июля 1667 г. комиссия вынесла решение о необходимости всем церковным иерархам подписать формуляр против янсенизма под страхом канонического наказания. Однако 28 авг. того же года франц. епископы направили письмо в Рим, получившее поддержку еще 19 франц. епископов. В этом письме они декларировали готовность подчиниться воле папы Римского, но предположили, что требование подписать формуляр папы Александра VII было продиктовано не заботой о чистоте вероучения, а человеческими соображениями. Ввиду широкой поддержки этих епископов мн. франц. клириками, а также королевским двором, благоволившим развитию янсенизма и галликанизма, возникла угроза схизмы в католич. Церкви во Франции.

Папа поручил нунцию в Париже архиеп. Пьетро Барджеллини провести переговоры с «мятежными» епископами, а также просить кор. Людовика XIV способствовать искоренению янсенизма. Однако Барджеллини склонялся к компромиссу с янсенистами: при участии одного из лидеров янсенизма, пресв. А. Арно, было написано письмо от имени 4 епископов, в котором папе сообщалось о готовности подписать формуляр и принудить к его подписанию духовенство диоцезов. Несмотря на то что письмо было составлено таким образом, что в нем не содержалось открытого осуждения янсенизма, а готовность подписания формуляра истолковывалась необходимостью послушания, «мятежные» епископы отказывались его подписывать. Только в сент. 1668 г. письмо о подчинении Папскому престолу, скрепленное печатями 4 епископов, было отправлено нунцием Барджеллини в Рим вместе с депешей об успешном завершении дела. В то же время 14 и 18 сент. состоялись синоды в еп-ствах Алет и Памье, где ситуация с подписанием формуляра также была представлена духовенству как необходимость послушания. При этом епископы вновь открыто выразили несогласие с папскими буллами об осуждении 5 положений Янсения, поскольку в них вероучительные положения янсенизма были неверно интерпретированы и искажены. Т. о. епископы оставили себе возможность подписать формуляр при сохранении янсенистских убеждений.

Получив депешу нунция и письмо 4 епископов, К. потребовал от Барджеллини, чтобы в Рим были присланы оригинальные формуляры с подписями епископов, т. к. до папы дошли известия об их заявлениях на синодах в Алете и Памье. Хотя 28 сент. 1668 г. папа направил кор. Людовику XIV бреве, в к-ром выразил удовлетворение проявленным епископами послушанием, на заседаниях комиссии кардиналов 26 сент. и 11 окт. было решено добиться подтверждений того, что епископы подписали формуляр искренне и выразили полное согласие с позицией Папского престола. 23 окт. кор. Людовик XIV по представлению королевского совета издал декрет, к-рым устанавливалось обязательное подписание формуляра и запрещалась всякая полемика по вопросу янсенизма.

В дек. 1668 г. папа получил подтверждение Феликса Вьялара, еп. Шалона, участвовавшего в переговорах с «мятежными» епископами, что они действительно подписали формуляры, искренне исповедуя католич. веру. 23 дек. комиссия кардиналов решила большинством голосов, что свидетельство Вьялара можно считать достаточными, и 19 янв. 1669 г. К. направил 4 епископам бреве, в к-ром одобрил подписание ими формуляра и призвал следовать папским постановлениям о янсенизме. По случаю издания этого бреве папа получил радостные отклики от кор. Людовика XIV и теологов Сорбонны, воспринявших его как примирение между папой и янсенистами, хотя впосл. К. протестовал против подобной интерпретации его действий. Когда в Рим были доставлены протоколы синодов в Алете и Памье, К. решил не начинать новое расследование в отношении 4 епископов, решив ограничиться требованием формального подписания формуляра от франц. клириков. Этим был завершен 1-й этап янсенистского кризиса в католич. Церкви во Франции; позиция К. способствовала временному прекращению полемики с янсенистами и их преследований со стороны Папского престола (период т. н. мира Климента).

Внешнеполитическая деятельность К. во время его короткого понтификата в основном была связана с попытками Папского престола примирить католич. монархов Испании и Франции, между к-рыми в мае 1667 г. началась война за Испанские Нидерланды. Получив согласие испан. короля на перемирие, К. пришлось вести долгие переговоры с кор. Людовиком XIV, к-рый согласился на мир лишь после завоевания Франш-Конте, из-за угрозы войны со странами, создавшими в это время Тройственный союз (Англия, Республика Соединённых провинций и Швеция). Тем не менее при посредничестве папских дипломатов 25 апр. 1668 г. в Сен-Жермене был заключен мирный договор Франции с Испанией, а 2 мая в Ахене - со странами Тройственного союза.

К. оказал поддержку кор. Людовику XIV, желавшему подчинить Португалию. В 1666 г. франц. королю удалось добиться заключения брака между португ. кор. Афонсу VI и Марией Савойской, герц. Немурской. Однако из-за умственной и физической неспособности кор. Афонсу VI к правлению в нояб. 1667 г. произошел переворот; в результате регентом при короле стал его младший брат Педру II. Чтобы удержать Португалию в сфере франц. влияния, кор. Людовик XIV решил выдать Марию Савойскую замуж за Педру. В апр. 1668 г. их брак был заключен без папского разрешения на аннулирование брака Марии с Афонсу и вопреки протестам папского легата. Под давлением франц. короля К. согласился расторгнуть 1-й брак Марии Савойской, сочтя уважительной причиной болезнь кор. Афонсу VI. В февр. 1668 г. Педру II заключил мир с Испанией и добился от нее признания независимости Португалии, что позволило К. нормализовать отношения Папского престола с Португалией, разорванные в 1640 г., когда папа Иннокентий Х отказался признать ее отделение от Испании.

Деволюционная война нарушила планы папы по оказанию помощи последнему венецианскому форпосту на Крите - крепости Кандия (ныне Ираклио), к-рую осаждили османские войска. В ответ на просьбы венецианцев о помощи К. в 1667 г. неоднократно выделял им денежные средства, для чего объявлял сборы из доходов Церкви, а также снарядил эскадру папского галерного флота под командованием своего племянника В. Роспильози. Однако просьбы папы к европ. государям оказать помощь Кандии почти не нашли отклика, поскольку Франция и Испания находились в состоянии войны и не могли выслать войска, лишь император Свящ. Римской империи, герцоги Лотарингии и Брауншвейга предоставили войско в неск. тыс. солдат. Франц. кор. Людовик XIV даже после заключения Ахенского мира фактически игнорировал просьбы К., т. к. не хотел вступать в войну с Османской империей; король лишь разрешил венецианцам набрать во Франции наемных солдат и отправить на Крит корпус добровольцев. Только в окт. 1668 г. в ответ на очередное обращение понтифика Людовик XIV пообещал поставить к апр. 1669 г. военный флот. 19 июня объединенные силы христ. гос-в достигли Кандии и высадили десант, но из-за отсутствия единого командования 24 июня войска христианских гос-в потерпели поражение на суше, в июле турками был разбит флот. Получив в окт. 1669 г. известие о капитуляции Кандии (6 сент.), К. серьезно заболел.

К. был похоронен в базилике св. Петра, затем его останки перенесли в ц. Санта-Мария-Маджоре.

Ист.: Bullarum diplomatum et privilegiorum sanctorum Romanorum pontificum. Augustae Taurinorum, 1869. T. 17. P. 512-839.
Лит.: Cauchie A. La paix de Clément IX (1668-1669) // RHLR. 1898. T. 3. P. 481-501; Terlinden Ch. Le pape Clément IX et la Guerre de Candie. Louvain; P., 1904; idem. La diplomatie pontificale et la paix d'Aix-la-Chapelle de 1668, d'après les archives secrètes du Saint-Siège // Bull. de l'Inst. hist. belge de Rome. Brux.; R., 1952. Fasc. 27. P. 249-268; Petrocchi M. La politica della Santa Sede di fronte alla'invasione ottomana. Napoli, 1955; Brezzi P. La personalità e l'opera di Giulio Rospigliosi // Boll. storico pistoiese. Ser. 3. Pistoia, 1967. T. 2. N 1. P. 3-17; Darricau R. Une heure mémorable dans les rapports entre la France et le Saint-Siège: Le pontificat de Clément IX // Ibid. 1969. T. 4. N 2. P. 73-98; Ferrali S. Giulio Rospigliosi sacerdote // Ibid. P. 99-110; Cristofori R. Le opere teatrali di Giulio Cesare Rospigliosi // Studi romani. R., 1979. Anno 27. N 3. P. 302-316; Dieudonné Ph. Fragilité de la Paix de l'Église // Chroniques de Port-Royal. P., 1980. T. 29. P. 17-33; Osbat L., Meloncelli R. Clemente IX // Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 3. P. 348-360.
В. Г. Долгополов
Ключевые слова:
Папы Римские Климент IX (27.01.1600 - 9.12.1669), папа Римский (с 20 июня 1667)
См.также:
АГАПИТ I († 536), папа Римский (535-536), свт. (пам. 17 апр., зап. 22 апр.)
АГАПИТ II († 955), папа Римский (946-955)
АГАФОН (кон. VI в. – 681), папа Римский (678-681), свт. (пам. 20 февр., зап. 10 янв.)
АДЕОДАТ I папа Римский (615-618), св. (пам. зап. 8 нояб.)